Приморское Общество Cакральной Музыки

Хор Приморского Обществa Cакральной Музыки в Торуни это четырёхголосный, смешанный ансамбль, объединяющий в своих рядах любителей вокальной музыки со всего города. Большинство членов это молодые люди , которые хотят служить Богу посредством музыки. Они представляют разный уровень общего и музыкального образования. Ансамбль встречается 2 раза в неделю на учебных занятиях.

chor.gif

Ансамбль возник осенью 1982 года. Учредительное собрание, на котором были определены цели и задачи ансамбля, состоялось 5.09.1982 г. Организатором и одновременно первым дирижёром стал тогдашний викарий прихода – кс. Збигнев Марковски.

Сначала это был скромный певческий ансамбль, который состоял главным образом из членов других торуньских хоров, однако быстро сформировалась нынешняя четырёхголосная структура ансамбля объединяющая певцов из территории прихода. В день Святой Цэцылии – 22.11.1985 г. были избраны власти хора: председателем стал Бэрнард Чайковски, а заместителем Малгожата Дыдух.

На переломе 1988/89 г. дирижёром был Хенрык Климчак, потом снова кс. Збигнев Марковски до момента пока хелминский епископ не поручил ему обязанности приходского ксендза в Ястжембе, недалеко от города Бродница. Это произошло в мае 1991 года.

До этого времени хор был заметный как ансамбль, который придавал блеск всем приходским торжествам, что вытекало прежде всего из обязанностей и программы хора принятых на учредительном собрании. Хор выступал тоже в других городах Польши.

В 1988 г. по случаю навещения г. Торуни Чудесным Образом Божей Матери Ченстоховской, хор вместе с торуньским камерным оркестром принимал участие в концерте марийной песни. В 1989 г. хор совершил поездку во Львов с художественной программой. До момента нового административного раздела костёла в Польше ( март 1992 г.), ансамбль активно принимал участие в ежегодных Просмотрах костельных хоров, на которых получал лестные рецензии и признание.

С ноября 1991 г. дирижёром и художественным руководителем хора стал доктор наук Чеслав Граевски. С этого момента чётко выделились две тенденции в деятельности ансамбля: первая – выход с программой за пределы прихода и города, вторая – полное изменение репертуара, с сильным акцентом на концертные произведения.

Первую тенденцию скоро можно было заметить, начиная с юбилейного концерта Х-летия деятельности ансамбля в 1992 г., участия в Просмотре хоровых ансамблей вроцлавской епархии, участия в мессах транслированных по радио и Радио Марыя, в торжественном открытии культурного года 1993 в Торуни, торжествах связанных с Международным Кольбианским годом 1994, участии в турнире на кубок торуньского воеводы в 1995 г. (I премия в категории хоров взрослых).

Вторая тенденция была в основной части реализована до конца 1997 г.,тем не менее расширяя репертуар стремимся к тому, чтобы его приспособить к требованиям литургии универсальной, постоянно включая произведения на латинском языке (а также современных языках Европы).

В конце 1994 г. часть членов хора, имея в виду м.др. техническую, материальную поддержку и юридическую помощь, основала Приморское Общество сакральной музыки. Общество имеет устав и было зарегистрировано в суде. В рамках своей издательской деятельности (согласно уставу) издало 2 научные книги в 2002 и 2004 г. и одну историческую работу в 2007г.

В октябре 1996 г. по приглашению Министерств Культуры Украины и Польши,наш хор как единственный польский ансамбль принимал участие в программе I Фестиваля Польской культуры на Украине. В этом же месяце в костеле Святого Максимилиана мы отмечали 30 годовщину трагической смерти в Татрах кс. И.О. Маньского, известного композитора и профессора музыки в Школе Органистовской в городе Пшемысль. В ноябре 1996 г. в костеле Повышения Святого Креста в Кашчорке ансамбль совершил фонографическую запись колядок.

С июня 1997 по январь 1998 г. дирижёром хора стал Януш Галевски. Под его руководством ансамбль приготовил торжество ХV- летия своей деятельности (ноябрь 1997). Несколько месяцев позже отказался он от должности. Руководить хором стал его член Мариан Грохолевски, обязанности исполнял до марта 2005г. За это время, в 1999 г. хор дважды выезжал за границу. Первая поездка состоялась в феврале по приглашению поляков живущих на территории Литвы. Вторая поездка – самая длинная в истории хора – это путешествие с художественной программой вокруг Скандинавии (Швеция, Норвегия, Финляндия, Россия, Эстония, Латвия и Литва). Во время этой поездки хором руководил Ч. Граевски. В июне ансамбль вместе с другими хорами из епархии принимал участие во встрече в Торуни римского папы, Яна Павла II (7.06.1999 ).

В 1998 и 1999 г. хор участвовал в Фестивале Хоров Торуньской Епархии занимая I место за исполнение музыкального произведения о Св. Михаиле Архангеле. В октябре 2000 г. ПСМС стал сотрудничать с католическим хором в Лейден. В рамках этого сотрудничества наш хор побывал там в мае 2001 г. Огромной радостью была для членов хора поездка в Юбилейном Году в Рим и Ватикан, Монте-Кассино, Падву, Венецию. Во время этой поездки вместе с хором из Филадельфии мы дали концерт для римского папы. 6 ноября 2004г. был организован I Хоровой Фестиваль Ars Liturgica, в котором мы тоже принимали участие. II Kонкурс состоялся 28 октября 2006 г, III Kонкурс - 2008 г.

В апреле 2005 г. дирижёром опять стал Чеслав Граевски, сейчас профессор Университета Кардинала Степана Вышинского в Варшаве. В начале июня 2007 г. ансамбль давал концерты в Лейден (Голландия) в рамках партнёрского обмена между городами.

Сейчас хор насчитывает 25 человек. Его задачей является представление музыки, прежде всего литургической разных стилей и эпох. В репертуаре хора находятся произведения от Ренессанса до современности. Ансамбль исполняет главным образом музыку a cappella, но тоже с участием органов и симфонического и духового оркестра. В репертуаре есть произведения польских и зарубежных композиторов. Находится в нём ряд литургических композиций, кантаты, пассионы, а тоже светские произведения. В истории ансамбля были также инсценировки кукольных представлений на Рождество и драматическое искусство.

26-летняя деятельность нашего ансамбля записана в семи томах хроники, с приложенной прессовой, звуковой, кинематографической и фотографической документацией стала предметом магистерской диссертации написанной в 2005г. в Институте Образования Быдгоской Музыкальной Академии имени Казимежа Великого (сейчас Быдгоский университет).

В день юбилея 25-летия деятельности (24 ноября 2007г.) епископ Торуни Анджей Суски наградил хор медалью «Заслуженный для Епархии Торуньской». Специально для нашего ансамбля были написаны музыкальные произведения известными композиторами, между другими был Павел Лукашевский и Юзеф Свидер. В архиве ансамбля находятся разные вещи связанные с его деятельностью: буклеты, плакаты, дипломы, кубоки и др. которые свидетельствуют о богатой истории и больших достижениях хора.

В августе 2008 года хор совершил концертное турне по Балканах и Турции.

С 2009 года коллектив выступает под именем Приморское Общество Cакральной Музыки. Это результат внутреннего распада коллектива, который наступил в первых числах декабря 2008 года.

В июле 2009 г. коллектив совместно с другими хорами, солистами и Симфоническим Оркестром Варминьско-Мазурской Филармонии принимал участие в премьере Оратории «Святой Фома Апостол», написанной Томашом Глянцем. В том же месяце мы совершили заграничную поездку, девятую по счету, на Украину и в Автономную Республику Крым.

tłumaczyła Irena Mudło i Liudmila Mesnikovich

O ile nie zaznaczono inaczej, treść tej strony objęta jest licencją Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 License